Постановка задачи
Компания «Строим дома» занимается строительством домов по индивидуальным проектам.Выполняются работы трех видов:
- Закладка фундамента
- Возведение стен
- Установка крыши
Примечание
Материалы, числа, формулы указаны произвольно и могут противоречить правилам выполнения строительных работ и здравому смыслу. Приведены для примера работы механизма.
Фундамент | Стены | Крыша |
Арматура | Кирпич | Профнастил |
Бетон | Цементный раствор |
Количество материалов зависит от характеристик конкретного проекта (дома), а именно:
Вид работы | Материал | Формула |
Фундамент | Бетон, м3 | (Длина фундамента * Ширина фундамента) * 4,25 |
Фундамент | Арматура, кг | (Длина фундамента * Ширина фундамента) * 1,33 |
Стены | Кирпич, шт | (Длина стен * Ширина стен * Высота стен) * 2 |
Стены | Цементный раствор, м3 | (Кол-во штук кирпича) * 0,2 |
Крыша | Профнастил, м2 | Площадь крыши * 1,5 |
Мы расписали формулы, получается, что у нас есть несколько показателей, индивидуальных для каждого проекта:
-
Длина фундамента
-
Ширина фундамента
-
Длина стен
-
Ширина стен
-
Высота стен
-
Площадь крыши
Как эти задачи решают обычно
-
Зафиксировать заказ клиента
-
Вручную создать смету (спецификации на каждый вид работ), при этом вручную рассчитать количество необходимого материала.
Но это не наш метод, мы сейчас при помощи специальной доработки (Расширение «Формулы в спецификациях») один раз занесем в программу необходимые формулы (взаимосвязи материалов и параметров проекта) и получим автоматический расчет сметы.
Организация справочника номенклатуры
Для каждого вида материалов создадим свою категорию, чтобы потом было проще ориентироваться в справочнике.
Создадим специальную категорию — Этапы работ, в которую добавим наши виды работ.
Оформление заказа покупателя
Чтобы определиться с ценой работ необходимо прикинуть количество материалов, которые пойдут на этот дом, а чтобы понять количество материалов нужно зафиксировать ключевые показатели проекта (от которых и идет расчет).
Для этого очень удобно использовать 2 механизма:
-
Дополнительные реквизиты
-
Меню «Изменить форму»
Если настроить все правильно, то Заказ покупателя примет следующий вид:
Как указать формулы в спецификациях (смете)
Уникальные показатели заказа от которых зависит количество материала — готовы, самое время настроить формулы сметы (спецификации).
Начнем заполнение с Фундамента.
Заполним перечень материалов для работы.
Количество мы сознательно оставили нулевым,
Осталось внести сами формулы. Мы сделаем это при помощи колонки Спецификация, только вместо материалов мы укажем в спецификацию формулу.

Мы получили спецификацию у которой материалы заполнены при помощи формул.
Как посчитать количество необходимого материала на основании формул и показателей проекта?
А теперь мы наконец занесем в заказ показатели нашего проекта.

Далее автоматически сформируем спецификацию на основании формул.

Мы получаем новую спецификацию (привязанную к заказу) с рассчитанным количеством материалов.

Расчет количества материалов для стен (где количество одного материала зависит от количества другого)
Вид работы | Материал | Формула |
Стены | Кирпич, шт | (Длина стен * Ширина стен * Высота стен) * 2 |
Стены | Цементный раствор, м3 | (Кол-во штук кирпича) * 0,2 |
Примечание
Конечно, в данном примере для цементного раствора можно задать формулу
(Длина стен * Ширина стен * Высота стен) * 0,4, но у меня цель показать технологии и возможности программы, поэтому будем идти чуть более сложным путем.
Для того чтобы прописать в УНФ подобную зависимость мы воспользуемся инструментом узловых спецификаций.
У работы Установка стен создадим спецификацию, в которой укажем специальную позицию — Узел, в которой укажем:
-
формулу для расчета количества узловой спецификации
-
перечень материалов, которые зависят от количества узла


Таким образом у нас получилось описать зависимость цементного раствора от количества кирпича.
Если мы рассчитаем необходимое количество Узлов для стен, то для получения количества материалов необходимо, например, создать Заказ на производство на основании Заказа покупателя.

Как рассчитать стоимость выполнения строительных работ на основе себестоимости материалов?
Мы описали все формулы для расчета количества материалов, указали характеристики проекта клиента, для окончательного оформления заказа осталось рассчитать стоимость работ и согласовать ее с клиентом.Для этой задачи мы воспользуемся механизмом «Калькуляция заказа».
В форме Калькуляции уже видна себестоимость материалов на основании учетных цен (можно заполнить и ценами последней закупки).
Добавим к стоимости материалов стоимость работы, которую мы упрощено считаем как 40% от стоимости.
Исходя из нормы прибыли на проект 55% посчитаем стоимость всего проекта.
x — 561 892,8 = 0,55 x
0,45 x = 561 892,8
x = 561 892,8/0,45
x = 1 248 650 руб. — Полная стоимость проекта
Цену продажи построчно можно посчитать, например, распределив общую сумму всего проекта на себестоимость каждого этапа.
Общую прибыльность проекта мы видим в Калькуляции заказа. При необходимости мы можем вывести полный перечень материалов проекта.
Мы рассмотрели один из вариантов организации расчета сметы для строительства в 1С:УНФ с небольшими доработками для формирования калькуляций с учетом формул.
Если для вас актуальна подобная задача — мы с удовольствием поможем сделать ваш бизнес лучше!
Важно!
Разработчики 1С:УНФ внесли изменения в программу и наша доработка потеряла свою актуальность.
Рекомендуем ознакомиться с информацией по ссылке:
https://its.1c.ru/db/updinfo#content:666:1:issogl2_6
Но не расстраивайтесь, у нас еще много полезных доработок.
С любовью к SMB
Комментарии
Чтобы комментировать, можно авторизоваться через Яндекс ID или VK ID
Можно и без авторизации