Что такое аванс?
Аванс — это предварительная выплата заказчиком определённой денежной суммы в счёт предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы или оказываемые услуги. Авансы поставщикам являются распространённой практикой, особенно когда речь идёт о крупных заказах или долгосрочных контрактах. Авансы позволяют компаниям обеспечить себе поставки необходимых товаров или услуг без необходимости полной предоплаты.
Однако, несмотря на все преимущества, авансовые платежи могут вызвать сложности в учёте. Особенно в ситуациях, когда документы с итоговой суммой за месяц приходят уже после авансового платежа за следующий месяц.
Особенности расчётов с АО «АтомЭнергоСбыт»
АО «АтомЭнергоСбыт» требует два авансовых платежа в течение месяца: 10-го числа — 30%, а 25-го числа — 40%. При этом документы с итоговой суммой за месяц часто приходят уже после 10-го числа следующего месяца. В связи с этим в учёте расчётов с этой организацией возникают сложности.
Учёт авансов с АО «АтомЭнергоСбыт» в 1C:БГУ 2.0
В программе 1C:БГУ 2.0 есть несколько способов проведения корректного зачёта авансов по договорам, аналогичным АО «АтомЭнергоСбыт»:
- способ 1 — зачёт аванса по документу
- способ 2 — изменение порядка проведения документов
Разберём оба способа на примере:
- первый аванс за январь оплачен 10.01.2024 (6 000 руб.)
- второй аванс за январь оплачен 25.01.2024 (8 000 руб.)
- первый аванс за февраль оплачен 10.02.2024 (7 000 руб.)
- услуги за январь поступили 15.02.2024 (20 000 руб.)
Оформление первого авансового платежа за январь:

Оформим Поступление услуг, работ от 15.02.2024 на 20 000 руб. На дату проведения документа программа видит три аванса на сумму 21 000 руб. (два — за январь, один — за февраль). Так как в типовом функционале конфигурации нельзя указать принадлежность начислений периодам, аванс зачтётся на 20 000 руб. Это приведёт к лишнему зачёту авансовых платежей.

Разберем способы, с помощью которых можно зачесть только январские авансы.
Способ 1. Зачёт аванса по документу
В документе Поступление услуг, работ нужно:
- в шапке документа установить Зачёт аванса — по документу
- заполнить вкладку Зачёт аванса, откорректировав сумму аванса на фактически уплаченный аванс за соответствующий месяц (в рамках этого примера — 14 000 руб.)


По сформированным проводкам мы видим, что авансы в счёт оплаты услуг за январь зачтены на сумму 14 000 руб., а на оплату оставшегося долга в размере 6 000 руб. приняты денежные обязательства. Также отражены расходы по коммунальным услугам за январь в размере 20 000 рублей.
Преимущества этого способа:
- методическая правильность
- при проведении документа Поступление услуг, работ сумма зачтённого аванса не изменится
Недостатки:
- необходимость вручную высчитывать суммы авансовых платежей
- вероятность ошибок при ручном подсчёте
- увеличение времени оформления документов
Способ 2. Изменение порядка проведения документов
При использовании этого способа в документе Поступление услуг, работ должен быть установлен автоматический зачёт аванса.
Последовательность действий:
- отменить аванс за текущий месяц (в нашем примере — первый аванс за февраль)
- провести поступление услуги (Поступление услуг, работ от 15.02.2024 на 20 000 руб.)
- провести ранее отменённый аванс
Документ Поступление услуг, работ в данном случае выглядит так:

В счёт поступления этой услуги зачлись только два аванса за январь (14 000 руб.). Проводки идентичны проводкам первого способа:

Преимущества второго способа:
- не нужно вручную высчитывать суммы авансовых платежей за месяц
- ускоряется оформление документов
Недостатки:
- необходимость внимательно следить за порядком выполнения действий
- нельзя перепроводить документ Поступление услуг, работ
- есть риск забыть провести отменённый аванс
Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор зависит от конкретных условий и потребностей организации. При этом оба способа позволяют получить корректные суммы зачёта авансов.
Учёт денежных обязательств
Мы разобрались с оформлением и зачётом авансов. Теперь необходимо обратить внимание на денежные обязательства при использовании авансов.
Денежные обязательства на аванс должны быть приняты до его фактического перечисления. Однако на практике часто возникают проблемы с правильным оформлением и учётом таких обязательств. Они могут быть приняты с ошибками как в дате отражения, так и в сумме.
Мы рекомендуем использовать документ Операция (бухгалтерская). Такой способ обеспечивает:
- своевременное отражение операций (в документе Поступление услуг, работ денежные обязательства отражаются датой документа, что является ошибкой)
- удобство исправления ошибок (нет необходимости восстанавливать последовательность документов Регистрация обязательств в случае внесения исправлений в предыдущих периодах)
.png)
Заключение
Мы рассмотрели особенности учёта авансовых платежей. Надеемся, что эта информация пригодится вам в вашей работе. Если же у вас возникнут вопросы или вам потребуется помощь, не стесняйтесь обращаться к нам. Мы всегда готовы помочь!

3970 
Комментарии 2
Чтобы комментировать, можно авторизоваться через Яндекс ID или VK ID
Можно и без авторизации