Да, мы тоже влились в «хайповую» тему искусственного интеллекта (ИИ). Наверное, уже многие хотя бы краем уха слышали, что появились нейросети, которые могут генерировать ответы на вопросы. И, что удивительно, это реально работает, хоть и с некоторыми оговорками.
Сейчас один из самых доступных вариантов использования нейросети — китайский ИИ DeepSeek. Если вы зададите ему вопросы, вы получите удивительно интересные и полезные ответы (особенно если правильно спрашивать).
У нас появилась одна задача, и мы попробовали решить ее с помощью искусственного интеллекта.
Какая была задача
Мы — партнеры фирмы 1С по направлению 1С:Мобильная касса. Это специальная программа для смартфонов под управлением Android и смарт-терминалов, которая позволяет вести минимальный учет, бить чеки, работать с маркировкой и автоматизировать работу курьеров. Ее можно использовать вместе с настольными программами (1С:Касса, 1С:Управление нашей фирмой). Это простое решение с небольшой, но полезной функциональностью.
Пользователь может запустить 1С:Мобильную кассу самостоятельно, без специалистов — внедренцев 1С (если готов чуть разобраться, почитать нужные статьи и FAQ). Но, к сожалению, многие все равно сталкиваются с трудностями: не знают, как найти нужную информацию или она попадает «между глаз». Поэтому пользователям 1С:Мобильной кассы нужна помощь.
Кстати, у нас есть услуга бюджетного запуска магазинов с 1С:Мобильной кассой или 1С:Кассой под ключ — этот вариант отлично подходит тем, кому нужно подставить плечо, помочь всё настроить и быстро запустить под присмотром грамотного специалиста.
Что мы придумали
Итак, у нас есть пользователи Мобильной кассы, которым нужна помощь по конкретным вопросам, но на данном этапе развития бизнеса они не всегда могут позволить себе работу с квалифицированными специалистами 1С.
Мы подумали, что можно помочь таким пользователям и сделать бота-помощника, который прямо в телеграме мог бы отвечать на их вопросы с помощью ИИ.
Я упоминал выше DeepSeek, который отлично отвечает на различные вопросы, так почему бы не сказать пользователям писать туда и делать всё, что он говорит?
Проблема в том, что общий искусственный интеллект не знает всех тонкостей работы 1С и не может грамотно ответить. А если отвечает, то очень часто «выдумывает» какую-то ерунду, которую опасно применять в жизни.
Поэтому ИИ нужно специально обучать специфическим знаниям, чтобы он мог понять вопрос пользователя и грамотно ответить, да так, чтобы можно было доверять этому ответу.
Получается, использовать «голый» ИИ нельзя. Нужно дообучить его знаниям конкретно по программе 1С:Мобильная касса и сделать так, чтобы бот общался только по своей теме и не отвечал на нерелевантные запросы.
Что мы сделали
Мы засучили рукава и собрали все знания по 1С:Мобильной кассе, которые только были доступны. Подготовили их в таком виде, в котором ИИ может их прочитать и использовать, и сделали телеграм-бот, который умеет работать с ИИ и дополнительными знаниями.
И — о чудо! — он отвечает грамотно и почти не ошибается.
Вот как это выглядит
Стартовые команды
Бот приветствует пользователя и показывает доступные команды:

Инструкции
По кнопке Инструкции мы получаем заранее подготовленные ответы по различным темам. Например, какие первые шаги нужно сделать:

ИИ-помощник
Боту можно задавать вопросы как человеку (хотя чем лучше вопрос, тем, конечно, лучше ответ):


Оценка консультаций
Пользователь может оценить консультацию. Если ответ ему не помог, мы увидим это в специальной административной панели и сможем подкрутить знания, чтобы в следующий раз грамотно ответить на вопрос.

Заявки на консультации специалистов
Если пользователю нужна помощь специалиста, он может создать заявку, и она «упадет» менеджеру на почту или в CRM.

Результаты и сложности
Мы видим, что пользователи охотно общаются с ботом, получают полезную информацию и благодарят за консультации. Иногда видим, что бот отвечает неверно, но это чаще всего связано с тем, как мы обучили бота, поэтому мы подкручиваем знания при необходимости.
Если вы хотите что-то автоматизировать с помощью ИИ, например:
- сделать бота-консультанта для ваших клиентов,
- разработать бота-продавца, который будет знать всё о вашем товаре, условиях работы, остатках и т. д.,
- внедрить ИИ-помощника для ваших сотрудников на основе ваших внутренних знаний,
оставьте заявку и опишите свой кейс — мы обязательно подумаем, как можем вам помочь.

232 
Комментарии
Чтобы комментировать, можно авторизоваться через Яндекс ID или VK ID
Можно и без авторизации