Если компания сотрудничает с самозанятыми, расчёты с такими контрагентами в 1С:Бухгалтерии можно проводить автоматически. Эта функция доступна начиная с версии 3.0.100.16.
В статье посмотрим, как это работает, и разберемся, как перейти на новую схему учета расчетов с самозанятыми, если до этого уже велся учет в базе.
Как оформить расчёт с самозанятыми в 1С:Бухгалтерии
Чтобы заработала новая схема учета, нужно установить соответствующие функции в настройках.
Раздел Главное — Функциональность.

Как только в функциональности появился соответствующий флаг, в справочнике Контрагенты в реквизите Вид контрагента появляется новый вид контрагента — Самозанятый.

Кроме того, еще одна особенность новой схемы учёта — использование нового счета 76.16 Расчеты с самозанятыми по реестрам выплат.
-
Однако у этого счета есть некоторые особенности:
- имеет аналитику только Контрагенты
- не попадает в Акт сверки
- используется автоматом при использовании схемы учета с самозанятыми по реестрам.
Если же вы хотите вести более детальную аналитику по счетам расчетов с самозанятыми, то лучше использовать другой счет взаиморасчетов, например 76.09 (76.05).
Но следует учесть, что при использовании другого счета взаиморасчетов исчезает возможность пользоваться схемой учета по реестрам самозанятых, которая реализована в 1С:Бухгалтерии.
В этой статье мы рассмотрим вариант с использованием счета 76.16 и протестируем функционал учета расчетов с самозанятыми.
Что делать, если самозанятые сотрудники уже внесены в базу с другим видом контрагента?
Чтобы не исправлять руками вид во всех контрагентах, можно воспользоваться встроенной обработкой — Изменить выделенное.
Выбираем нужных нам контрагентов-самозанятых, либо целую папку с такими контрагентами. Нажимаем правой кнопкой мыши — Изменить выделенные.

-
На закладке Реквизиты находим два нужных нам значения
- самозанятый ставим в значение Да
- реквизит Юридическое/физическое лицо ставим Физическое лицо
Нажимаем кнопку Изменить реквизиты. Программа обработает все выбранные значения автоматически.

Теперь у нас есть самозанятые контрагенты, с которыми можно отражать операции в программе.
Документ, который отражает, какие услуги оказывают самозанятые, находится в разделе Покупки — Выплаты самозанятым.
В документе есть возможность выбрать — одна ли услуга оказывается всеми самозанятыми, на одну ли статью затрат относить эти расходы или на разные. Все это регулируется в шапке документа.

Если выбираем единая — то для всех самозанятых будет одна услуга, если выбираем в списке, то услуга переносится в табличную часть документа и выбирается уже непосредственно в зависимости от конкретного самозанятого.

Такая же логика при выборе счета затрат — либо будет один счет и статья для всех, либо индивидуальная настройка.
Выбираем контрагентов-самозанятых
Можно добавлять их по одному в документ по кнопке Добавить, а можно воспользоваться удобным подбором, который сразу отфильтрует самозанятых от остальных контрагентов. Поэтому если через кнопку подбор вы не можете найти нужного вам — проверьте его вид. Возможно там стоит физическое лицо.
Также обязательным условием является наличие банковского счета у самозанятого. При проведении документа формируются проводки такие же как и при поступлении услуг от контрагента.

Особенностью является запись в регистр Задолженность самозанятых по реестру, по которому программа отслеживает взаиморасчеты.
Из документа Выплаты самозанятым можно сформировать Реестр на оплату в формате excel для дальнейшей загрузки в банк.


Чтобы провести выплаты самозанятым, на основании документа Выплаты самозанятым можно создать документ Платежное поручение и документ Списание с расчетного счета.
Если же выплата осуществляется через кассу организации, то здесь нужно вручную сделать РКО с видом Оплата поставщику.

В качестве получателя выбираем банк. Реестр выплат и сумма документа формируются автоматически.
При проведении появляется кнопка Загрузить из файла. По этой кнопке можно автоматически загрузить чеки. Обычно эти данные предоставляет банк вместе с выпиской.
Данные чеков появятся в документе Выплаты самозанятым. Также чеки можно подгрузить и вручную из документа.

Таким образом, с помощью двух документов мы отразили все нужные взаиморасчеты с самозанятыми. Если построить оборотно сальдовую ведомость, то видно, что по счету 76.16 сальдо ноль.

Предполагается, что новый функционал 1С:Бухгалтерии будет полезен в компаниях, где часто и много сотрудничают с самозанятыми.
-
У такого решения есть несколько плюсов и минусов.
- разработанная схема поможет тем, у кого большое количество самозанятых работников, оказывающих одинаковые услуги
- можно вести учет с большим количеством контрагентов всего с помощью двух документов
- можно автоматически подгружать чеки самозанятых
Плюсы:
-
Что может быть неудобно при работе по описанной схеме:
- нет полной аналитики на счете 76.16
- невозможность построения акта сверки по самозанятым
- одно и то же физлицо может быть как самозанятым, так и ИП, и физлицом на ГПХ. При использовании этой схемы придется задваивать запись в справочнике Контрагенты
- повышается вероятность ошибки при использовании нескольких видов контрагентов
Комментарии
Чтобы комментировать, можно авторизоваться через Яндекс ID или VK ID
Можно и без авторизации